Help - Search - Member List - Calendar
Full Version: История развития жанра MMORPG
MMORPG FORUM > Под пристальным вниманием > Творчество / Статьи / Философия жанра
admin
История компьютерных игр началась давным-давно, некоторые из вас, наверное, даже и не слышали о том, что когда-то существовали проекты на кассетах с магнитной пленкой. Да, были и такие времена, но прогресс не стоит на месте. Он подарил нам Глобальную Сеть (она же — World Wide Web или попросту интернет), которую надо было как-то использовать на пару с компьютерными играми, задумка ведь хороша! В итоге, появились Massively Multiplayer Online Role-Playing Game (MMORPG). Возможности этого жанра позволяют геймеру окунуться в полностью живой мир, в котором его окружают такие же реальные люди, как он. При этом все происходит непосредственно в Сети, в режиме онлайн.

MUD (Multi User Dungeon) — это имя той самой, первой «массовой многопользовательской онлайновой ролевой игры» (именно так переводится аббревиатура MMORPG). Это детище Ричарда Бартли и Роя Трубшоу появилось в 1978 году. Изначально им забавлялись студенты в компьютерных классах на временных серверах, тайком от системных администраторов. Клиент был текстовым, все действия выполнялись при помощи ввода определенных команд. Перемещение, бои с монстрами, взаимодействие с предметами, сбор добычи и общение с игроками, все это делалось без мышки. Чуть позже начал появляться какой-то игровой интерфейс (UI, User Interface), например, буквенные обозначения на своеобразном компасе, обозначающие географическое направление, эти мелочи довольно сильно улучшали проект, по тем временам, разумеется. Потом возникли постоянные сервера, которые существуют и по сей день. Гораздо позже появились модифицированные самими геймерами клиенты MUD, существуют также русифицированные и усовершенствованные оболочки. Первый — всегда лучший, но, как известно, за этим сразу следует развитие новинки, так было и тут. Через некоторое время MUD стали выходить один за другим, рынок стал расширяться.

Ничего себе цены

Первой коммерческой MMORPG, с постоянной оплатой, стала Islands of Kesmai, разработка Келтона Флинна и Джона Тэйлора. В 1984 году это развлечение выливалось в копеечку, как-никак 6 (или 12, в зависимости от качества соединения) долларов в час, через единственный доступный тогда интернет-сервис — CompuServe. Однако проект также был текстовым.

Революцией в мире MMORPG стала графическая, основанная на характере персонажа игра Club Caribe (1988), в которой геймеры могли общаться как в обычном чате, так и передвигаться и взаимодействовать с предметами. Все же у игры был небольшой минус, она была выпущена компанией LucasArts только для компьютеров Commodore 64.

Однако первой полноценной графической MMORPG являлась Neverwinter Nights, от гейм-дизайнера Дона Даглоу и программиста Катрин Мейтага (это не Neverwinter Nights от BioWare!). Владельцы PC были счастливы, проект был запущен в 1991 году, сердце его билось шесть лет, однако 6 (или 12) долларов в час, ну, вы понимаете. Увы, все известные MMORPG того времени были под контролем гигантов Сети, вроде CompuServe или America Online, каждый из которых хотел отхватить этот большой куш и держать все под своим наблюдением.

Следом вышел еще один известный MMORPG-проект — The Shadow of Yserbius. Данная разработка The Sierra Network, выпущенная в 1992 году, просуществовала несколько лет. Геймеры по-прежнему отдавали денежку за каждый час игры, но могли развлекаться целый месяц без ограничений, заплатив 119.99 долларов. Впрочем, возможность помесячной оплаты довольно быстро ликвидировали, по понятным причинам (кто же захочет терять хрустящие доллары?).
admin
Давайте серьезнее

Но время шло, и жесткую финансовую политику в интернете смягчили, что способствовало развитию все новых и новых, более смелых и серьезных как в плане геймплея, так и в коммерческом MMORPG. Первый значимый проект после «блокады» — Legends of Future Past (1992) — снова был текстовой MMORPG, и поддерживал его тот же сервис — CompuServe. Игра была хороша тем, что именно в ней были проведены первые массовые мероприятия, они же эвенты (events), важнейший элемент жанра. Именно теперь аббревиатура MMORPG обрела полную силу и навсегда осталась в сердцах геймеров, потому что ранее слово «massively» можно было произносить разве что лишь для полноты сокращения.

Компания 3DO, известная по серии Might and Magic, в 1996 году выпустила на свет свою MMORPG Meridian 59. Самым главным ее козырем являлся трехмерный клиент, позволяющий смотреть глазами персонажа на виртуальный мир. Что интересно, проект до сих пор жив, и у него есть свои поклонники.

Еще одной игрой, выпущенной почти сразу после Meridian 59, была The Realm Online (1996) от Sierra Online. Проект был полностью выполнен в 2D-графике, и это было большим плюсом по сравнению с играми, основанными на тексте, к тому же в нем был знакомый многим геймплей и интерфейс, ведь делали новинку по мотивам предыдущих работ Sierra. Как и большинство предшественников, The Realm Online была основана на пошаговой системе боя. Кстати, даже сейчас у игры есть действующие официальный сайт и сервер, а это немалый срок поддержки, почти 11 лет!

Ultima Online, запущенная в сентябре 1997 года, изначально была разработана Origin Systems, но впоследствии перешла под крыло Electronic Arts. Именно она перевернула все мыслимые и немыслимые стандарты жанра и расписалась в книге истории жирным почерком. Трехмерный, изометрический клиент с видом от третьего лица, огромный мир и потрясающий геймплей оставили позади всех возможных конкурентов. Сегодня Ultima Online имеет около девяти дополнений, и сейчас, когда вы читаете эти строки, на официальных серверах применяется графический 3D-клиент. Проект оказался настолько популярным, что по всему миру появились сотни и даже тысячи нелегальных серверов-эмуляторов, многие просто жили в этом виртуальном мире и, не поверите, справляли самые настоящие свадьбы, повторяя это в реальности. Степень свободы действий здесь была настолько высока, что вы, например, могли построить свой уникальный дом в любом месте мира, своровать из кармана напарника пару золотых или чего покрупнее, а то и отправиться в бесконечное плавание на корабле. Впрочем, вы, наверняка, знакомы со «старушкой», ведь ей уже 9 с хвостиком лет, скоро юбилей!

EverQuest, стартовавшая в марте 1999 года, являлась разработкой Verant Interactive, но позже была куплена нынешним игровым гигантом Sony Online Entertainment. Это был успешный проект, к нему вышло тринадцать дополнений. Изначально игра была разработана следующими людьми: Брадом Маккуэйдом, Стивом Кловером и Биллом Тростом. В ней был создан огромный мир, который насчитывал более 400 зон, существовали групповые походы на монстров, бои против других игроков, отыгрывание роли (role-playing), масса квестов — все это получило большое распространение именно в EverQuest, где одновременно на одном сервере присутствовало от 1000 до 3000 человек. Огромную популярность получила система продажи виртуальных вещей за реальные деньги, что довольно сильно подрывало игровую экономику, участились случаи обмана и скандалов. Ну а так как разработке уже 8 лет, многие покинули ее в пользу других миров (например, второй части, вышедшей в 2004 году), хотя даже сейчас некоторые сервера бывают перегружены в определенное время суток.

В том же году, последовав по стопам Ultima Online и EverQuest, вышла еще одна MMORPG — Asheron's Call. Разработчиком стала Turbine Entertainment Software, а издателем — Microsoft. Эта игра попыталась впитать в себя опыт всех предыдущих проектов, но пожелала остаться максимально не такой как все. В ней нет банальных эльфов и гоблинов, разнообразие монстров поражает воображение, и каждый по-своему оригинален. Была создана одна, большая сюжетная линия, которая затягивала геймеров, а постоянные события в виртуальном мире придавали ей жизнь. Впоследствии выпустили и вторая часть — Asheron's Call 2 (2002), но, к сожалению, она погибла уже через три года после старта.

А тем временем MMORPG заинтересовали корейцев. Nexus: The Kingdom of the Winds, разработанная Джейком Сонгом, была выпущена в 1996 году и стала весьма популярной. Наступил 1998 год, и пришло время Lineage, счет шел уже на миллионы пользователей на Дальнем Востоке, что позволило компании NCsoft захватить тамошний рынок на долгое время. Клиент игры поддерживал 2D-графику и выглядел очень симпатично. Сонг постарался на славу.
admin
XXI век, второе поколение MMORPG

В новом веке дела обстояли куда как занятнее. Жанр поддался грандиозным изменениям в графике и был сориентирован на выгоду, которую можно извлечь из игрока. Разработчикам стало понятно, что на этом можно заработать неплохое состояние.

Возможности игр нового поколения расширялись безгранично. Dark Age of Camelot с PvP-уклоном (Player vs. Player, что расшифровывается как «игрок против игрока») был и есть одним из лучших проектов именно из-за этой особенности. Схема Realm vs. Realm (RvR, «королевство против королевства») покорила сердца многих, ведь на полях сражений сходились огромные армии. Присутствовала потрясающая система битв, включающих в себя бои на аренах, спорных территориях, захваты замков, но все это, так или иначе, не могло приносить полноценного удовольствия без PvE-прогресса (Player vs. Environment, «игрок против монстров»). Выпуск Dark Age of Camelot силами Mythic Entertainment состоялся в 2001 году, играют же в нее до сих пор.

Сервера Anarchy Online (sci-fi стиль) сделали первый вдох в июне 2001 года, и история мира Rubi-Ka под чутким руководством разработчика и издателя Funcom началась. За мировое господство тут борются две корпорации: Omni-Tek и Clans. Помимо сильного социального аспекта, Anarchy Online внесла разнообразие в стилистику MMORPG. Если до нее все игры были в жанре фэнтези, то данный проект шагнул в будущее. В этом был большой риск, многим геймерам такое могло не понравиться, однако Anarchy Online удалось захватить свою часть аудитории.

Не надо забывать и про Ultima Online 2, которая, к сожалению, погибла в марте 2001 года, видимо, не выдержав конкуренции. В итоге, все сотрудники Electronic Arts, работавшие над проектом, были брошены на первую часть.

В 2002 году стартовала Final Fantasy XI. Разработчики (Square Enix) надеялись, что толпы фанатов серии хлынут в виртуальный мир, однако массовой популярностью игра ограничилась лишь на родине, в Японии. Стоит отметить, что проект был не только доступен на приставках, но и позволил поклонникам консолей встретиться с пользователями, которые играют с компьютера.

В том же году свет увидел и другой азиатский проект — Ragnarok Online, разработанный в Южной Корее компанией Gravity Corp. Игра захватила огромное число геймеров, всего было зарегистрировано более 20 миллионов аккаунтов. Она была выполнена в очень интересной графике, весь мир был в 3D, а ваш персонаж — в 2D, с аниме-прорисовкой, что выглядит очень необычно и красиво. Кстати, Ragnarok Online официально выпущена на территории России, она жива и локализована, а это немалое достижение.

В 2003 году вышла абсолютно бесплатная рисованная MMORPG c элементами аркады MapleStory. Ее разработчики зарабатывали на продаже различных «прибамбасов» для персонажей. Эта «миниатюрная» игра породила эру проектов, за базовые возможности в которых не нужно было платить. Год 2003 отметился и еще несколькими громкими работами, прогрессирующими до сих пор. Ubisoft выпускает Shadowbane, свою первую MMORPG, в которой была реализована только война между геймерами, и никаких квестов даже не планировалось. А Sony — Star Wars Galaxies, действие которой происходило в популярнейшей вселенной «Звездных войн».

Далее последовали еще две разработки, а именно, EvЕ Online и Lineage 2. Первая прославилась масштабами мира: это постоянно растущая галактика! Игра, выполненная в уже знакомом вам sci-fi стиле, имела еще одну особенность. У нее был и есть всего один сервер, на котором играют геймеры со всего мира, а число пользователей одновременно достигает 30 тысяч, что всего лишь около 50% возможного объема. За господство в галактике и, возможно, впоследствии даже вселенной борются сотни крупнейших корпораций, захватывают звездные системы, ведут ожесточенную борьбу. Космические бои огромных флотилий, боевые крейсера и корабли поддержки, добыча ресурсов, случаи уничтожения кораблей, стоивших на рынке десятки тысяч реальных долларов, — разве этого мало?!

Октябрь 2003 года принес в индустрию Lineage 2, очередной успешный азиатский проект. Сейчас он считается одним из лучших и популярнейших на планете Земля (число активных подписчиков находится в районе 3 миллионов). Однако популярность — дело, конечно, хорошее, но именно по этой причине Lineage 2 постигла участь Ultima Online, появилось просто огромное количество нелегальных серверов. Что интересно, в игре система создания вещей настолько сложна, что в один «прекрасный» момент вы могли разрушить то, что делали неделями и даже месяцами. И потом приходилось фармить (farm — накопление денежных средств или других предметов) материал или деньги для того, чтобы начать все с нуля.

Условно серию MMORPG второго поколения завершает City of Heroes (2004) от NCSoft. Никаких нововведений она не принесла, но было явно видно, насколько разнообразным может стать виртуальный мир и игроки в нем. Выделял проект стиль игры — это современность, в которой появились супергерои с их суперспособностями. Впоследствии вышло дополнение City of Villains (2005), где геймер мог переметнуться на темную сторону геройской силы, почувствовав себя настоящим злодеем.
admin
Сегодняшние гиганты жанра

Было бы логичным предположить, что современные MMORPG как минимум отличаются от своих предшественников качественной графикой и не худшим геймплеем, что и доказывают следующие примеры.

Ситуацию на рынке просто взорвала World of Warcraft (2004), которая быстро настигла и обогнала многих конкурентов, не прилагая к этому особых усилий. История мира Warcraft сделала свое дело, и проект не нуждался в рекламе. На сегодняшний день количество его активных подписчиков по всему миру превышает цифру в 8 миллионов, что говорит о безусловном успехе. В конце 2006 года для World of Warcraft вышло дополнение The Burning Crusade, что только укрепило позиции разработчика (Blizzard Entertainment) на рынке MMORPG. В целом, это отличная игра, если рассматривать ее со стороны PvE-содержания. Не плохие задумки разработчиков, огромное разнообразие монстров, боссов, событий, а также сильно цепляющая социальная сторона являются ее основными козырями. Это проект, который будет жить еще не один год, пока морально не устареет. Кстати, не секрет, что на сегодняшний день не выпущено и половины задуманного создателями игрового контента.

Guild Wars, разработка ArenaNet (филиала NCsoft), стартовала несколько позже, в 2005 году. Ее особенность состояла в том, что пользователю предлагалось купить оригинальную версию игры и больше не платить ни копейки за подписку, а приобретать только периодически выходящие дополнения, которых уже два. Основной уклон здесь был сделан на кооперативное прохождение, PvP, клановые войны и битвы на аренах, своеобразную погоню за лидерством (ladder, понятие, пришедшее из Diablo 2).

Вскоре после Guild Wars была запущена игра с известными словами в имени — Dungeons & Dragons Online: Stormreach (2006), геймплей которой был полностью основан на D&D-системе, что привлекло довольно большую массу геймеров, но в тоже время сильно ограничило тех, кому это было незнакомо и неинтересно.

Совсем недавно явились на свет белый еще две наработки, которые пока не успели укрепить позиции на просторах MMORPG-рынка, их имена — Vanguard: Saga of Heroes и Lord of the Rings Online.

Первая, разработка молодой компании Sigil, пока что не добилась больших успехов. Правильно говорят, что без опыта хотя бы в создании одиночных проектов невозможно сотворить MMORPG, да еще и с претензией на MMO третьего поколения. Задумки «на словах» казались грандиозными, а на деле мы получили сырой продукт, который в конечном итоге оказался очень похожим на EverQuest 2. Сейчас компания Sony Online Entertainment, которая не побоялась взять под свое крылышко эту игру, буквально вытаскивает ее из болота, куда проект погружается все глубже. Не исключено даже закрытие Vanguard: Saga of Heroes или полное ее изменение. Остается только пожелать игре успеха, а вдруг она исполнит свою мечту стать проектом третьего поколения?

Новая разработка по Толкину, сокращенно LotRO, — это игра по книге, именно этот факт сильно ограничивает возможности развития исторической линии. Впрочем, немалая доля геймеров пришла сюда именно из-за любви к творениям Профессора. Ребята из Turbine Inc. постарались на славу, главное, что они выпустили качественный продукт, который сейчас пользуется большой популярностью как полноценная MMORPG. Но все же, как это ни банально звучит, она тоже похожа на всем известную «World of допиши имя игры». Кстати, есть такие понятия, как динамика и реализм мира, если можно так сказать. По мнению многих геймеров, в Lord of the Rings Online они отсутствуют.
admin
Завтра релиз!

«Завтрашний день» нам готовит парочку интересных проектов, которые по праву заслужили толику места в этой статье.

Pirates of the Burning Sea, нет, это не «Пираты Карибского Моря». Это — «Корсары Онлайн», именно такое имя игра будет носить на территории России. У нас издателем выступит «Акелла», создается же проект (и выпускается за рубежом) Flying Lab Software. Маленькая шхуна, одинокий парус, небольшая команда, парочка орудий и флаг вашей фракции. Что? Скучно, говорите, вы уже хотите боевой фрегат? Тогда трудитесь, вступайте в ожесточенные бои, где все решит ваш морской опыт или умение владеть шпагой во время абордажа. Четыре стороны: флот Англии, морские силы Франции, паруса Испании или Береговое Братство. Игра находится в стадии закрытой бета-версии, последний раз ее обещали выпустить летом 2007 года, но, видимо, релиз задержится еще ненадолго. А пока все поклонники морской романтики могут обратить свое внимание на Voyage Century Online.

Совсем скоро мы сможем войти в образ великого героя фэнтезийного мира, а поможет в этом Age of Conan: Hyborian Adventures от Funcom, основанная на вселенной Конана от Роберта Говарда. В целом про проект известно крайне мало, хотя недавно стартовал набор заявок в закрытое тестирование бета-версии. Нельзя заранее сказать, окажется ли игра очередным клоном, но как минимум уже сейчас можно оценить красоту графики, качество звуковых эффектов и атмосферу. Релиз уже неоднократно переносился, и теперь запланирован на конец 2007 года.

Ребята из Mythic Entertainment готовят MMORPG по известному фэнтезийному миру Warhammer: Fantasy Battles — Warhammer Online: Age of Reckoning. Судя по прошлому опыту и успехам разработчиков при создании Dark Age of Camelot, начало 2008 года сулит нам отличную игру, которая имеет определенные шансы свергнуть с трона сегодняшнего гиганта. Знакомая система RvR (Realm vs. Realm) имеет место быть, что уже говорить о многом другом. Гномы, эльфы, тролли, силы тьмы — банальность, но это Warhammer.

История пишется, в будущем выйдет еще много интересных проектов, о многих из которых мы пока даже не знаем. Но ясно одно — MMORPG состоялись как жанр и заняли прочное место в сердцах миллионов геймеров по всему миру.
This is a "lo-fi" version of our main content. To view the full version with more information, formatting and images, please click here.